Развитие

Феминизм

 

 Летом 2005-го одна из наших общих знакомых, журналист и редактор со стажем, взялась написать статью на основе моего материала. Она избрала жанр интервью. Поскольку встреча со мной невозможна, мои ответы на свои вопросы она сформировала сама исходя из моих текстов, на что я дал разрешение. К сожалению, в одном из «моих» ответов в результате ее вольной интерпретации прозвучала мысль об оправданности патриархальных устоев. Мол, сам Бог так устроил. Это диаметрально противоположно сути того, что на самом деле я писал. И, как впоследствии выяснилось, несмотря на то, что статью я не одобрил, ее начали распространять. Теперь необходимо внести ясность.

 Я противник угнетения человека человеком, в какой бы форме это угнетение ни проявлялось. В этом плане патриархальные домостроевские порядки тоже воспринимаю не иначе, как скрытую форму порабощения.

 Души людей по ходу воплощений бывают в телах разных полов. В душах есть стереотипы, присущие как мужскому, так и женскому полу. В первые годы жизни под влиянием воспитания активизируются стереотипы психики, соответствующие полу. Бывает, что некоторые странные мамаши, мечтавшие о дочке, одевают маленького сына в девичьи наряды. В результате в душе активизируются женские стереотипы. Такие вырастают гомосексуалистами. Это подтверждает то, что в душе содержатся стереотипы обоего пола. Значит, душа бывает в телах разного пола.

 С какой стати половые признаки должны обуславливать право быть угнетателем или угнетаемым? Конечно, я никогда не встану в ряды радетелей за сохранение патриархальных устоев. Истоки патриархальных традиций – в незрелом сознании.

 Такова уж природа незрелой души, что отъем чужого, будь то имущество или свобода, кажется ей наиболее коротким путем к благополучию. Как только появляется хоть какая-то возможность угнетать хоть чем-то отличающегося человека, тут же появляется масса желающих воспользоваться ею. Это посягательство на чужую свободу мы видим везде, начиная с детсада и школы. В армии оно проявляется дедовщиной, в тюрьме – неписанными законами преступной среды. И армейские «деды», и многие из офицеров приведут массу аргументов в пользу дедовщины. И уголовная элита, и многие из тюремного начальства приведут массу аргументов в пользу зэковских порядков. И те, и другие утверждают, что все оправдывается достигаемым порядком. Конечно, все их доводы лукавы и выдают заинтересованность угнетателей. С ними могут согласиться лишь подлецы либо недоумки. С угнетением патриархальными порядками дело обстоит аналогичным образом.

 Разумеется, угнетение ничем не может быть оправдано, в том числе различием по половому признаку. В то же время, чтобы не было путаницы, следует четко разделять, когда происходит угнетение, а когда просто распределение ролей исходя из естественного различия физиологии и психики.

 В цивилизованном обществе брак – дело добровольное, и все в нем должно строиться на добровольных началах. Распределение обязанностей должно быть на основе целесообразности и равноправия. Бывают самые разные варианты, обусловленные обстоятельтсвами.

 Когда работают оба супруга, справедливо равновесно распределять домашнюю работу.

 Когда работает один из супругов, другой основную часть домашних хлопот может взвалить на себя ради того, чтобы второй мог посвятить себя работе и карьере. Это могут быть как муж, так и жена. Это тоже нормально.

 В конце концов, есть категория людей, которые самореализуются в домашней работе. Главное, чтобы распределение домашних работ изначально основывалось на принципах равноправия и добровольности.

 Многие семьи строятся на патриархальных принципах. Бывает, что такое положение вполне гармонично, когда мужчине достается достаточно работы по хозяйству. Но в условиях современного быта часто получается так, что женщина фактически оказывается в роли прислуги. Притом, что она такой же кормилец семьи, как и мужчина. В такой ситуации неписанные патриархальные понятия используются для того, чтобы женщину использовать как бесплатную слугу. При этом зачастую эти неписаные правила даже не проговариваются, а принимаются как данность.

 Хотя внешне семьи патриархального типа выглядят привычно и гармонично, угнетение, если таковое есть, неизбежно влечет снижение качества отношений и качества жизни женской половины. Как-то я сопоставил две семьи типичного патриархального уклада, в которых умерли мужья. Обе семьи производили приятное впечатление и были из категории благополучных. Не было проблем с изменами, конфликтами и алкоголем. Были хорошие дети. В одной семье после смерти мужа оставшиеся тридцать лет жизни женщина прожила незамужней, хотя заманчивые варианты время от времени появлялись. Ей не захотелось терять свободу от обязанности обслуживать мужа. Во второй семье оставшаяся без мужа женщина еще не стара и планирует найти спутника жизни. Но уже категорически несогласна строить семейные отношения на патриархальных принципах. Обе женщины признались мне в том, что эти принципы тяготили их. Пока были живы мужья, они не говорили ничего подобного и производили впечатление очень благополучных жен. Понятно, что они не могли рисковать семейными отношениями ради того, чтобы искренне сказать то, что чувствуют. Так что не стоит доверять видимости гармонии, которую производят патриархальные семьи.

 В какой бы форме ни осуществлялось угнетение, оно всегда влечет негативные, в том числе кармические последствия.

 В то же время, следует понимать, что социальные и семейные отношения – результат долгого естественного отбора, происходившего между социумами. Патриархат не случайно выиграл повсеместную многотысячелетнюю битву с матриархатом. Специфика борьбы за выживание на том уровне развития диктовала свои требования, которым отвечали патриархальные устои. В условиях тех времен такие отношения были естественны и в чем-то целесообразны. И в нынешние времена патриархальный тип отношений вполне гармоничен в некоторой части семей, в которых это устраивает обе стороны. Но в целом патриархальные принципы неадекватны современным обстоятельствам и настроениям и не имеют перспективы.

 Но необходимость равноправия не отменяет необходимости в полной мере учитывать различия, обусловленные половой принадлежностью. Феминистки, в совершенно справедливой борьбе за равноправие перегибают палку, отказываясь от некоторых естественных моментов, подчеркивающих половую принадлежность. Различие полов и секс – дары, которыми следует дорожить. Мужчины должны оставаться мужчинами, а женщины – женщинами. Это различие влечет и различие естественных для них занятий.

 Кроме того, обусловленные половой принадлежностью функции: материнство и воспитание, – должны быть в должной мере скомпенсированы специальными социальными и финансовыми механизмами таким образом, чтобы женщина имела равные с мужчиной реальные возможности полноценно самореализоваться, сделать карьеру, прилично зарабатывать. Это станет возможно, когда будет политическая воля к этому.

 Правда, в личном плане иногда может быть целесообразен и некоторый компромисс с устаревшими взглядами. Ведь далеко не каждая женщина может позволить себе роскошь быть феминисткой не в ущерб личной жизни. Можно наблюдать, как многие современные эмансипированные женщины остаются в одиночестве. Они умны, уверены в себе и энергичны, но никак не могут найти себе спутника жизни. Почему?

 Дело в том, что, как бы мы ни относились к патриархальным устоям, за тысячи лет под их влиянием сформировались устойчивые стереотипы психики, которые легко активизируются в душах современных людей. Поэтому несоответствие этим стереотипам может быть одним из факторов, препятствующих возникновению симпатии. А если есть цель устроить личную жизнь, фактор симпатии игнорировать сложно.

 Американские психологи из Мичиганского института социальных исследований путем тестирования по специально разработанной методике обнаружили, что мужчины предпочитают жениться на слабых женщинах – они легче вызывают симпатию. Сильные и волевые женщины отпугивают многих мужчин.

 Сочувствую женщинам, они оказываются перед нелегким выбором. Но все неизбежно меняется. Люди, с малолетства воспитанные в духе равноправия, свободны от патриархальных стереотипов. Такие есть сейчас и их становится все больше. Женщинам, болезненно относящимся к неравноправным отношениям, надо ориентироваться на неэгоистичных мужчин.

 В брачных союзах по-настоящему наших по мировоззрению людей проблем с угнетением не будет. Они не будут взвешивать на точных весах трудовой вклад каждого в семью, они будут находить радость в заботе друг о друге без оглядки на какие-либо старые или новые взгляды.

Февраль 2006-го.

Скачать статью в формате Word