Развитие

 9. Чрезвычайно   важно,   чтобы   воспитатели  сумели  разглядеть индивидуальные особенности  ребенка  и  помогли  отыскать  ему  нужное направление.

 "Учение может  усваиваться  детьми  необычайно  быстро,  лишь  бы наблюсти  особенности  ребенка.  Он  в  большей степени вспоминает уже познанное ранее. Но особенно полезно, если вместо новых знаний ребенку помогут  вспомнить  уже  заложенное  в нем.  Тем легче после усвоить и новые предметы, но следует наблюдать". (Бр.,  276) 

 "Поучительно, как  в  детском возрасте уже проявляются сведения и наклонности,  которые нельзя  объяснить  никакими  другими  причинами, кроме прежних накоплений.  Тем более нужно  следить  за  такими самостоятельными склонностями,  они могут показать дарования,  которые потом могут исказиться в безобразном воспитании..." (Бр.,  152)

 "Если в кругу действия появляется ребенок, привлеченный особыми причинами,  улыбнитесь ему и развейте его сознание, что эти действия - его дом.  Дети иногда приходят по  особому зову.  Дайте  им  то,  что приготовлено их прошлым. Фрукты наливаются соком, когда корни крепки". (А.Й.,  3О1)

 "Познавательность есть  особое качество сознания.  Оно не зависит от рассудка;  не зависит от окружающей среды;  не зависит от школьного образования,  - оно слагается в области сердца... Особенно значительно наблюдать таких людей от малых лет.  Они отличаются от окружающих их и как  бы  знают  свое назначение.  Иногда эти знания проявляются даже в
неожиданных словах. Иногда сами действия ребенка показывают насколько дух его ищет нечто определенное, но обычно не поняты такие стремления.

 Очень осмеяна священная  особенность,  зовущая  к  восхождению.  Но  в будущей  эпохе,  именно,  такие  особенные познаватели будут оценены". (А.,  271)

 10. Расширяя  сознание  детей,  нужно  соблюдать  при этом особую чуткость.  "...особенно нужно оберегать организм до семи лет.  У детей даже  самых  развитых  не  нужно  насиловать природу - Огонь не терпит насилия.  Нужно уметь открыть дверь,  но всякое насилие может  вызвать непоправимый вред.

 С другой стороны,  не  следует  чрезмерно  облегчать  устремление ребенка,  ибо  условие  чрезмерной  помощи приводит к дряблости.  Так заповедан Золотой Путь". (Путь золотой середины) (М. О., 1,  19)

 Какие же  наиболее  значительные  понятия  должны  усвоить дети с самого раннего возраста?

 11. Уже  в  самом  раннем  возрасте  ребенок  должен  услышать  о беспредельности бытия.

 "Рука водителя, уже при первом шаге, должна обратить внимание и указать  на  дальние  миры.  Беспредельность  должен  почуять  молодой глаз..." (Об., 2-X-4)

 "О Мире Огненном следует говорить даже самым малолетним. Но еще нужно  сказать, что  пустоты  не  существует и одиночества не бывает. Можно таким образом подойти к вопросу о Покровителе  и  Руководителе. Дети начнут привыкать к мысли, что ничего тайного нет. Такое основание послужит им,  как верная защита  от  страха.  Особенно  вредно,  когда невежественные  родители  начинают  уверять  ребенка  не бояться,  ибо ничего нет.  Такое зерно  отрицания  затемнит всю  жизнь  и  надломит сознание.  Ребенок отлично знает сам,  что везде что-то есть. Он видит многие образы и даже огненные.  К ребенку  приходят  играть  неведомые дети и взрослые.  Невежественные врачи начинают заливать эти прозрения бромом,  как бы запечатывая крылья свинцом. Но не яды помогут! Только толковое  объяснение  действительности сделает детей здоровыми..." (М. О., 1,  379)

 12. Считаю,  можно  направить детей от самых малых лет к познанию Высшего Мира.  Не будет это насилием, ибо поможет детям припоминать то многое,  что  скоро  забывается.  Притом  такое проявление проснется в несравненно прекрасных формах". (А.,  166)

 13. "От  самых  ранних  лет  дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном;  должны понимать начало Иерархии  и  добра.  Чем  раньше  им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание.  Понятие Бога во всем величии очистится  на  основе  Иерархии. Только  так  Понятие  Высшее не останется отвлеченностью и сольется со всем Бытием..." (М. О., 2,  188)

 "Нужно приучать всех семилетних помнить Иерархию,  ибо после семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей  жизни".  (И.,  224)  

 "Какое множество прекрасных  помыслов  зарождается  в  семилетнем сердце,  когда  смутные  образы  Тонкого  Мира  еще не покинули мозг и сердце!" (П.)

 14. Нужно воспитывать детей на примерах героев и подвижников. "То воспитание будет лучшим,  которое сможет возвеличить привлекательность блага.  При  этом  не  надо калечить прекрасные образы,  как бы во имя детского неразумения, не унижайте детей". (Об., 2-X-4)

 "Взрослые нередко  не  звучат на понятия героизма,  но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на  месте  борцов  за  правду.  Невозможно  лишить  детей этого живого источника вдохновения,  на всю жизнь останется такое светлое горение". (Бр.,  47О)

 "Пусть дети называют себя героями и  применяют  к  себе  качества замечательных людей.  Пусть дадут им книги четкого изложения,  где без примитивных смазываний будет очерчен облик труда и воли". (Об.,  234)

 "Уже древние мудрецы советовали матерям передавать детям сказания о героях и знакомить их с лучшими песнями о подвигах.  Неужели  теперь человечество откажется от этих мудрых заветов". (М. О., 2,  428)

 15. В наше время  особенно  важно  уберечь  детей  от  разложения сознания, от нравственной деградации.

 "Уберегите детей от всего ложного,  уберегите от  дурной  музыки; уберегите от сквернословия;  уберегите от ложных состязаний; уберегите от  утверждения  самости,  тем  более,  что  нужно  привить  любовь  к непрестанному знанию.  Мускулы не должны забивать ум и сердце".  (Об.,  116)

 "Теперь, когда близится важное время, нужно омыть возможно больше детей...  Поддельны книги детей,  поддельны игрушки,  поддельны улыбки воспитателей.  Среди  сплошной подделки можно ли ожидать правдивости?" (Оз., 3-V-19)

 "На полках книгохранилищ целые гнойники  лжи. Можно бы сказать, переспи на плохой постели, но невозможно предложить  прочесть  лживую книгу... Именно книги засоряют сознание детей". (Об., 2-V-13)

 "Нужно им дать правдивую книгу о  подвижниках  Общего  Блага,  но книга эта еще не написана". (Оз., 3-V-19)

 "Если вы детям покажете Наше Поселение, они с радостью пройдут по всем лабораториям и обсерваториям. Наши  призматические  зеркала доставят им радость незабываемую,  ибо они любят все настоящее,  а  Мы  стремимся к Правде. Давайте детям лишь настоящие вещи!" (Оз., 3-V-19)

 16. Привить чувство коллективизма,  общинножития,  что необычайно важно, можно тоже только в самом раннем возрасте.

 "Только сознание  до трех лет вместит легко общину.  Как ошибочно думают,  что ребенку нужно дать его вещи, ибо ребенок легко поймет, как могут быть вещи общими". (Об., 2-X-4)

 Особенно нужно поощрять детей в их стремлении к усовершенствованию жизни.

 "Скажите детям по какому признаку находить  гнездо  эгоизма.  Они должны понять, что эгоист,  прежде всего,  не допускает,  но искатель Общего Блага  ставит  первой  задачей  вмещение  возможностей".  (Об., 2-XI-23)

 17. "Особенно нужно с малых лет привыкать  к постоянному  труду. Пусть  лучшая  эволюция построится на труде как на мере ценной". (Об.,  8)

 Труд -  важнейший  фактор  развития  и  совершенствования во всех мирах.

 "Дети так  любят  помогать  взрослым  в  их  работах,  и я считаю ошибкою,  что детей стараются занять всякими глупейшими  игрушками  и играми вместо настоящей работы, которую они могли бы легко выполнить". (П.)

 Прочно лишь  то  достижение,  которое  получено  самостоятельным усилием.

 "Сам, сам, сам!"  -  восклицает ребенок,  не допуская взрослых к своему занятию.  Разве до семи лет ум и  сердце  не  помнят  иногда  о завете самостоятельного достижения на Земле? Потом мудрые воспоминания тускнеют и часто сводятся к обратному.  "Пусть вверху и внизу работают на меня" - так говорит человек,  забывший о самоусовершенствовании, но
ребенок помнит и защищает самостоятельность". (М. О., 1,  264)

 Приучая ребенка  к  физическому труду,  нужно избежать один очень укоренившийся предрассудок.  "...люди должны одинаково владеть парными органами,  но такое обладание может начаться лишь с малых лет. Ребенок владеет  руками  одинаково,  но  на  окружающих  примерах   он   видит предпочтение   правой   руке.  В  школах  уже  поздно  восстанавливать равенство.  Только среди  первых  проблесков  сознания  ребенок  может избежать предрассудка взрослых". (Бр.,  275)

 Труд совершенствует не только  физическое  тело,  он  утончает  и совершенствует  более  тонкие  структуры  человека и тем готовит его к овладению высшими сферами бытия.

 18. "При  воспитании  сердца,  прежде всего,  выдвигается понятие труда.  С первых лет устанавливается  труд,  как  единственная  основа жизни,  как совершенствование.  При этом уничтожается представление об эгоизме труда;  наоборот,  присоединяется широкое понимание  труда  на пользу общую.  Такое представление уже значительно утончает сердце, но впоследствии такое  расширение  понятия  труда  станет  недостаточным, тогда  в  огнях  сердца  создается труд пространственный для будущего.

 Тогда  никакое  отрицание   не   препятствует   росту   труда.   Тогда пространственный  труд  сознательно  проникает в высшие сферы.  В этом условии сознательности сердце получает прочный  доспех,  который  даже пригодится  для  Огненного  Мира.  Будем  стремиться  к  доспеху всюду пригодному". (С.,  411)

 Не только  фактор труда влияет на воспитание сердца.  Дети должны знать о сокровенной бессмертной сущности.

 "Именно детям легче всего рассказать о сокровище сердца.  Считаю, что этот рассказ останется на всю жизнь, как первое восхождение". (С.,  575)

 С сердцем также связано понятие духовности.

 19. "Духовность является природным заработанным качеством,  но на средних ступенях она может быть воспитываема.  Но нужно начинать такое преображение  от  рождения.  Надо дать чистую атмосферу,  не затемнять воображения подлыми видами,  научить  радоваться,  именно,  возвышенно прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь". (М. О., 3,  499)

 "Обстановка дома также налагает печать на всю жизнь. Даже самая бедная хижина может не оскорблять духовного чувства..." (А.,  7О)

 "Грязь не от бедности,  но от невежества.  Чистота в  жизни  есть преддверие чистоты сердца..." (Об.,  1О6)

 "Не следует думать,  что пустота (духовная) жизни  не  замечается детьми.  Напротив,  они  очень  чуют построение всего обихода,  потому молитва лучше живет в чистом доме". (А.,  7О)

 20. Нужно оберечь первую молитву ребенка. "Молитва не может иметь ничего общего с насилием. Первая молитва ребенка не   должна  быть  осмеяна  или  порицаема.  Мальчик  молится: "Господи, мы готовы помочь Тебе".  Прохожий очень возмутился и назвал ребенка гордецом. Таким образом, первое чувство самоотверженности было поругано.  Девочка молилась о матери и о корове,  и такая молитва была осмеяна. Но  память осталась о чем-то почти смешном,  тогда как такая забота была трогательна.

 Устрашение Богом тоже есть великое кощунство. Запрещение молиться своими словами уже будет вторжение  в  молодое  сознание.  Может  быть ребенок помнит что-то очень важное и продолжает свою мысль кверху. Кто же может  вторгаться,  чтобы  потушить  порыв!  Первое  наставление  о молитве будет наставлением на весь жизненный путь". (А.,  69)

 21. С самого раннего детства нужно  приучить  детей  воспринимать красоту звука и цвета.

 "Музыкальность нуждается в образовании.  Правильно,  что в каждом человеке  склонность  к  звуку  заложена,  но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи". (Бр.,  292)

 Когда-то существовала  прекрасная традиция,  ныне забытая,  когда матери пели детям колыбельные песни. Без такого воспитания "только шум будет  доступен  духу невежды.  Песня водопада,  или реки,  или океана будет лишь ревом.  Ветер не принесет мелодии и  не  зазвенит  в  лесах торжественным    гимном.    Лучшие    гармонии   пропадают   для   уха неоткрытого..." (Бр.,  292)

 "Также и для лечения цветом нужно открыть глаза. Часто достаточно одного касания,  чтобы глаз навсегда усмотрел красоту цвета, но все же касание просвещенное нужно.  Если даже от прежних накоплений глаза уже открыты,  то все-таки нужно,  чтобы прозвучало  призывное  -  смотри!" (Бр.,  293)

 22. "Нужно развивать детскую наблюдательность с первых дней. Ведь сознание  детей  живет  с  первого часа,  но не для тех,  для кого все индусы на одно лицо". (Об., 3-I-2)

 23. Огромно значение  семьи  в  воспитании  ребенка. "Если бы большинство семей не являлись рассадниками пошлости, то именно они могли бы быть проводниками  работы  общего  духа. Но механические матери и отцы умеют лишь лепетать - делай как все!" (Оз., 3-VI-9)

 "Истинная семья  есть  прообраз  общинножительства.   Она   может олицетворять  сотрудничество  и Иерархию,  и все условия Братства.  Но весьма редки такие семьи и потому невозможно сказать всем,  что  семья есть  символ  Братства.  Могут  ответить,  что семья не есть ли символ вражды?  Настолько люди привыкли не уважать дом. Потому среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт.  Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства". (Бр.,  57)

 "Как внешнее условие воспитания ответственности,  будет суровость жизни для детей". (А. Й.,  397)

 24. Нужно   с   самых   малых   лет   научить  детей  не  бояться предрассудков. "Навязчивость идей, впитанная с детства среди условного обихода, убивает попытки разумного мышления". (А. Й.,  545)

 "Детей надо спросить, могут ли они отойти от страха быть нелепыми в  глазах  толпы?  Готовы  ли поступиться личным удобством ради Нового Мира? Надо сурово спросить, ибо явленное пламя не боится ветра". (Об., 2-IX-15)

 25. Но самое главное,  нужно научить детей устремляться в будущее и зародить стремление своими руками строить его. "У Нас будущее зовется ковром полета. Учите детей летать высоко". (Об.,  189)

 "Закажите ребенку описать, как ему представляется Новая Страна... Создать толчок к реализации мечты есть лучшее задание для детей".  (А. Й.,  68)

 Затем "мечтание   должно   преобразоваться  в  дисциплинированное мышление..." (М. О., 2,  428)

 "Приучайте детей улавливать токи тепла жизненного. Помогите детям улыбаться радостно истинному  явлению  Бытия.  Удержите  от  почитания призраков.  Не  надо  вымыслов,  когда  Мир  раскрывает  свое чудесное построение.  Так все пространство полно лучами Миров прекрасных".  (М. О., 3,  479)

 "Советую явить время для детей.  Пусть тащат сами  бревна  своего города". (Оз., 3-V-19)

 "Учите малых строить свои города!" (Оз.,  3-VI-9)

 Воспитание есть  творческий  процесс,  он  не  терпит  шаблонов. Поэтому Живая Этика избегает давать готовые рецепты и приемы.  Но  она вооружает  нас  знанием  особенностей духовной эволюции ребенка и дает общие подходы,  основанные на знании законов тонкой, духовной материи. Процесс   воспитания   -  это  совместное  творчество,  сотрудничество воспитателя и ребенка, в котором ярко проявляются индивидуальности как ребенка,  так  и  воспитателя.

 Главную  цель  воспитания  очень точно выразила Е. И. Рерих в своих письмах:

 "Самое великое  облегчение  и благо,  которое родители могут дать своим детям,  это вооружить их всеми средствами для успешной жизненной борьбы   и   дать  им  понимание  назначения  или  смысла  жизни,  ими проходимой". (П.)

 "Самое насущное  дело  -  воспитание  и  образование молодых душ, строителей будущего нового мира.  Ведь столько можно и нужно сделать в этой области". (П.)

 Лекция N6 

 ЖИВАЯ ЭТИКА О ШКОЛЕ И ШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

                ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

 Во второе   семилетие  жизни  ребенка,  совпадающее  со  школьным периодом жизни,  происходит   переориентация   сознания   на   текущее воплощение. К   четырнадцати  годам  дух  уже  отрывается  от  прошлых существований и переключается на решение задач текущего воплощения.  К этому времени заканчивается в основном формирование личности.

 Поэтому школа должна дать не только образование,  но и,  что  еще важнее, дать воспитание.

 1. "Мало кто не сознает сейчас,  что все  благосостояние  страны, как духовное,  так  и  материальное,  зависит  от основ,  заложенных в сознание детей,  но тем не менее,  почти ничего  не  делается  в  этом направлении". (П., 1, С. 157)

 "В обиходе   слово    воспитание    приняло    самое    уродливое ограничение... Почти  никто  не задумывается,  что воспитание,  прежде всего, касается внутренней сущности человека,  всего его  характера  и есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет. Но у нас, увы, в лучшем случае, преподается этика кулачных бойцов". (П.)

 2. В чем заключается задача учителя и какими качествами он должен обладать, чтобы выполнить ее?

 Задача учителя  -  распознать способности ученика и открыть перед ним путь.

 "Учение будет   самым   приятным   часом,  когда  учитель  оценит способности учащихся.  Только  распознавание   способностей   позволит справедливо относиться  к  будущим работникам.  Часто сами учащиеся не понимают своего назначения.  Учитель,  как  друг,  напутствует  их  по лучшему направлению.  Никакое  насилие  не применимо в школах.  Только убеждение может приличествовать познанию. Больше опытов, больше бесед, столько радости в приложении своих сил.  Малые любят работу "больших". (Об.,  1О5)

 Учитель должен обладать многими качествами,  но самые необходимые среди них - терпение и терпимость.

 "Учитель, не   оборвавший   нетерпимости,   не  может  складывать будущее. Учение дается для будущего.  Невозможно  продвигать  дух,  не складывая совершенствования.  Так можно занять сознание слушателей, но нужнее пробудить  движение  вперед.  Не   запрещает   учитель   читать различные книги. Каждый боящийся будет ограничивать, но водитель зовет к широкому познанию.  Он не удержит от добра во всяком его  виде.  Эта щедрость духа  необходима.  Тот,  кто  не  хочет  даже выслушать,  уже опасается чего-то.  Так  огненное  условие  требует  широких  врат   и скорейших крыльев". (М. О.,  56О)

 "Счастье учителя в том,  чтобы ободрить  учеников  к  дерзанию  о Прекрасном. Не  помогут  этому  достижению  перечни скучных мертвенных событий. Учитель должен сам гореть,  чтобы одно  приближение  его  уже передавалось огненно.   Трудна  такая  повседневная  задача,  но  люди испытываются именно   на   повседневности,   которая   будет   сестрою Беспредельности". (Бр.,  471)

 3. Школа  должна  дать  учащимся  самое  широкое,  неограниченное мировоззрение, понимание   природы  вещей,  законов  бытия  Космоса  и человека.

 "Учите детей понимать значение мысли,  каждого поступка,  каждого проявления Природы  и  глубине  и  непреложности  ее  законов,   тяжко карающих нарушителя   их.   Укажите,  что  вся  жизнеспособность,  все творчество, как наше,  так и всех других царств  природы,  зависит  от мира невидимого,  от  невидимых  вибраций лучей,  исходящих от великих Жизнедателей  великих Подвижников Духа,  как бывших,  так и настоящих. Дети легко  усвоят реальность и силу этой незримости,  ибо воображение их еще не растлено саморазрушительным сомнением.  И кроме того, сейчас столько наглядных  опытов  над лучами,  постоянно доказывающих нам это невидимое воздействие  и  творчество.  Даже   самый   обычный   пример фотографической фильмы,  воспринимающей сложные сцены,  но которая, не будучи проявлена химическим способом,  не дает нам и намека о  них  на ровной, незапятнанной поверхности,  будет для них убедителен.  Так же, как чувствительная пластинка рекордирует дальние, невидимые даже через сильнейшие телескопы,  звезды  или,  наконец,  очертания,  часто очень ясные, невидимых  присутствий  около  нас.  Необходимо  всеми   мерами внедрить понятие  об  окружающем  нас  тонком  мире  и уничтожить ужас смерти и прикасания с этим миром.  Мир этот так же  неизбежен,  как  и земная жизнь, и, являясь сублимацией земной сферы, н может открыть нам возможности и красоты неизреченные". (П., 1, С. 157-158)

 "Природа вещей  должна   быть  преподаваема  среди  самых  первых предметов. Она должна быть прекрасно рассказана  во  всей  реальности; должна  быть   показана   преемственность   миров  со  всеми  научными сопоставлениями. Религия  не  только  не  будет  противоречить  такому изложению основ,  напротив,  религия будет помогать в своих древнейших намеках. Предмет  природы  вещей  будет  преддверием  понимания  Живой Этики. Нужно  познать,  для чего  необходима честь,  достоинство и все прочие качества человечности.  От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах  Тонком  и Огненном;  должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии  и  прочих  Истинах,  тем легче  им припомнить прежние  знания.  Понятие Бога во всем величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не останется отвлеченностью и сольется   со   всем   Бытием...  Нужно,  чтобы  школы  приняли  всю привлекательность, которая представляет Бытие,  во всем величии".  (М. О., 2,  188)

 Великий Учитель говорит:  "Хочу, чтобы Мои советы достигли школы. Хочу, чтобы  дети  помнили  о Друзьях,  посвятивших себя Общине Мира". (Об.,  178)

 "...нужно с  детских  лет  приучать сознание к единству жизни,  к единству Космоса.  Пусть наша планета не будет  каким-то  обособленным миром, но  лишь  одной из остановок на великом пути в Беспредельность. Нужно, как можно раньше осознать свое место в Беспредельности  и  свою зависимость от  всей  совокупности  жизни Космоса.  Помните,  в Учении сказано: "Падение пера из крыла  птички  производит  гром  на  дальних мирах". Следует  как  можно  глубже вникать в эту страшную зависимость нашу и во взаимоотношения всего сущего. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль,  слово и действие.  Причина и следствие действуют непрестанно и в бесконечности.

 Когда-нибудь сознание человечества дорастет до понимания, что оно находится в гигантской Лаборатории Вселенной и само есть отражение ее.

 ИМЕННО ЕДИНСТВО НУЖНО ПОНЯТЬ В КОСМИЧЕСКОМ РАЗМАХЕ". (П., 2, С. 42)

 "Следует воспитывать сознание молодежи,  что около  них  кружится постоянный вихрь,  но  не  ужас несет он,  уявляя мощь тонких энергий. Образованный человек достаточно должен знать о  вечном  движении  и  о неповторяемости  явлений.  Также он легко усвоит и переменность токов, наполняющих пространство.  Свои настроения и  ощущения  человек  будет сообразовывать со многими причинами внешними". (А.,  524)

 "Полезно в школах учить о бессмертии.  Религия,  учащая о смерти, умрет, как   умрут   все,  желающие  умереть,  ибо  будущее  состояние заключено в сознании нашем.  Кто осознает потенциал огня в неделимости его, тот понимает внешнюю видимость развоплощения". (А. Й.,  333)

 "О молодежи необходимо условиться каждому,  кто  избрал  братский путь. Нужно,  чтобы этот неиссякаемый источник постоянно укреплял силы в обоюдности.  Не будем думать,  что  только  от  известного  возраста молодежь становится  восприимчивой.  Нередко память просыпается весьма рано и  удивляет  насколько  ярко  работает  мысль  в   самом   раннем возрасте". (Бр.,  469)

 "Всегда помните о молодых сотрудниках.  Помните, что всегда можно найти их.  Помните,  что они ждут  вас даже под разными одеждами.  Под устремлением не ясным,  они,  все-таки готовы принять  слово  о  новом достижении. Пусть  через  все  области науки прозвучит призыв к правде просторной. Пусть каждый,  хотя бы через физическую  культуру,  Начнет мыслить о  культуре  духа...  Когда  кто-то смущается,  ободрите,  ибо смущение, нередко,  есть знак мысли затаенной.  Когда  кто-то  смотрит мрачно, не  есть  ли  это  признак  обманутой  надежды?  Одно  слово о Беспредельности может дать крылья.  Когда кто-то молчит, может быть он ищет наиболее    выразительное   слово,   ободрите   взглядом.   Можно перечислить много мостов, по которым перейдут поток молодые друзья. Но главное остается,  что велика наличность молодых сил.  Нужно запомнить это всем, кто качает головой в неверии". (Бр.,  468)

 4. Такое  расширенное  мировоззрение  может  дать  только процесс непрестанного познания.

 "Школы должны быть оплотом познания во всей полноте. Каждая школа от самой начальной должна быть  живым  звеном  среди  всех  училищ  до самого высшего.  Познание должно пополняться всю жизнь. Должно обучать прикладному знанию, не откладывая от науки исторической и философской. Искусство мышления  должно  быть  развито  в каждом работнике.  Только тогда он  поймет  радость  совершенствования  и  сумеет   использовать досуг". (Об.,  1О3)

 "Школа научит  уважать  полезные  изобретения,   но   упасет   от машинного рабства.   Всякое  рабство  будет  уничтожено,  как  признак темноты. Учитель будет ведущим наставником-другом,  чтобы указать путь краткий и лучший". (Об.,  1О8)

 "Нововведения во всех областях науки и в  школах  необходимы.  Со старой наукой  в будущем мире далеко не уедешь.  С одной стороны нужно искоренить все ненужные нагромождения, с другой, нужно глубже вникнуть в явления,   прибавляя   современные  достижения.  Слишком  много  лет проходит сейчас пока достижения лабораторий,  исследования и  открытия доходят до  школы  и народа.  Нужно при школах устроить информационные отделы с популярным изложением новейших достижений.  Явление ускорения сообщений сведений  необходимо,  ибо  газеты не дают важных сведений". (Б.,  492)

 "Количество и  спешность  новых  открытий  во всех областях науки настолько прогрессирует, что скоро современное школьное образование не будет в   состоянии  идти  в  ногу  и  отвечать  новым  достижениям  и потребностям времени,  придется  выработать  новые  методы   во   всей образовательной системе.  Именно  воспитание  синтетического  мышления станет насущной необходимостью". (П., 2, С. 463)

 Путь познания очень тернист. "Потому так важно со школьной скамьи знакомить детей с голгофой всех мучеников науки и мысли и,  главное, с теми тяжкими     последствиями,    которые    пожинало    человечество из-за своевременного отказа принять то или иное  научное открытие,  то или иное  расширение  умственного  кругозора.  Расширение  сознания  и широкий кругозор  должны  стать  основою  и  целью  воспитания,  иначе человечество не выйдет из полосы губительных войн и революций". (П.)

 Какие качества должны быть развиты школой у учащихся?

 5.1. Необходимо    продолжать    героическое   и   патриотическое воспитание, начатое в дошкольном возрасте.

 "Именно подвиг  и  героизм должны быть преподаны в школах.  Пусть дети называют себя героями и примеряют к себе  качества  замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения,  где без примирительных смазываний будет очерчен Облик труда  и  воли.  Даже  для  медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим.Нужно без промедления дать такой материал". (П.)

 "В спартанских  школах  приучали детей к всевозможным опасностям, чтобы развить находчивость.  Так же нужно поступать  и  теперь,  когда опасности приумножились.  Пусть  в школах будут готовиться к возможным опасностям, но   это   знание   не   должно   лишать    род    людской жизнерадостности. Каждый прошедший жизнь может сказать,  что и в самой опасности есть зарождение радости". (П.)

 "Нужно от  школьных  лет намечать кадры героев и поддерживать эти огни самоотвержения". (Н. В.)

 "Эволюционные мировые  процессы  должны  быть  очень увлекательно изложены в школах.  Родина выливается из мировых  процессов  и  должна занимать вполне  обусловленное  место и значение.  Каждый должен знать истинную ценность своего отечества,  но оно не  должно  быть  растущим деревом в   пустыне,  оно  имеет  свои  сотрудничества  со  множеством народов... Пусть процессы мира найдут живых толкователей". (Н. В.)

 5.2. Большое  значение  придает  Живая  Этика  развитию  у  детей способности мышления.

 "Искусство мышления  должно  быть  развиваемо  в  школах.  Каждое искусство нуждается в упражнении.  Также мышление должно быть  усилено упражнением. Но  такое  углубление не должно быть тягостным и скучным, потому руководитель   такого    предмета    должен    быть    истинным просвещенным". (М. О., 2,  61)

 "Учитель обязан следить за  качеством  мысли  ученика.  Не  самые проделки, но    течение    мысли    будет    путем   продвижения.   Не сверхъестественно это понимание чужой мысли,  но  оно складывается  во многих движениях  и  взорах.  Немного  внимания  и учитель увидит огни глаз. Очень значительны эти блистания..." (М. О., 1,  331)

 "Искусство мышления    не   следует   понимать   как   оккультное сосредоточение. Ничего нет тайного в искусстве мышления и в  утончении сознания. Лишь   высокое   качество   добросовестности  утвердит  путь мыслителя. При  этом  никто  не  скажет,  что  мыслитель  есть  особая порода. каждый  ребенок  может  быть  направлен к мышлению.  Так нужно рассматривать искусство мышления как здоровье народа". (М. О., 2,  61)

 "Нужно в  школах установить науку о мышлении,  не как отвлеченную психологию, но   как    практические    основы    памяти,    внимания, сосредоточенности, наблюдательности.   Конечно,   кроме  этих  четырех областей в  науке  о  мышлении  многие  качества  требуют  развития  - четкость, быстрота,  синтетичность,  оригинальность, и другие. Если бы
часть усилий,  затрачиваемых в школах на спорт, уделялась мышлению, то скоро результаты были бы поражающими". (П.)

 "Можно видеть,  что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить. Можно найти множество примеров, когда срывчатое мышление  и  необузданные  чувства  вели  к  пропасти  целые народы. С другой стороны, леность мышления и тяжелодумие разрушали уже сложенные возможности". (М. О., 2,  61)

 Нужно уберечь  сознание  ребенка "...от главного проклятия нашего времени, разъедающего все строительство, все продвижение человечества, именно, против  легкомысленного отношения к самым священным принципам, против поверхностного мышления,  в силу которого  все  строение  жизни строится на песке и, при первом потрясении, рассыпается в бесформенные кучи песочного хаоса". (П., 1, С. 157)

 5.3. "Нужно в школах развивать способность наблюдать.  Именно,  в школах нужно  проверять  наблюдательность,  и   молчание   в   темноте лучшее средство". (А. Й.,  344)

 "...вводите наблюдательность уже в школах  для  малолетних.  Час, посвященный  наблюдательности,  будет  истинным  уроком  жизни.  И для учителя  этот  час  будет  уроком  находчивости.  Начинайте  утончение наблюдательности  на самых обиходных предметах.  Было бы ошибкой скоро направить учеников в высшие  представления.  Если  для  начала  ученик сумеет наблюсти обиход комнаты,  это уже будет достижением. Это не так легко,  как кажется  ненаблюдательному  глазу.  Затем  будем  ускорять впечатления  наслоением  опытов.  Предложим  ученику  пробежать  через незнакомое помещение и  все  же  сосредоточить  наблюдательность.  Так можно  открыть  слепоту  и утвердить истинное зрение.  Для всех чувств нужно составить программу упражнений.  Так выразится огненное действие в  простом  упражнении.  Дети  очень  любят  такие  задания.Уносят эти упражнения в высшие сферы.  Самый обычный обиход будет  преддверием  к самому сложному.  Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет - "Я еще увидел!" В этом "еще" может заключаться целая  ступень.То  же радостное   восклицание   будет   приветствовать   впервые  замеченную звездочку. Так начнется истинная наблюдательность". (М. О., 1,  69)

 5.4. Также следует  приучать  учащихся к терпению в его истинном значении.  "Терпение   есть   сознательное, планомерное понимание происходящего. Терпение нужно воспитывать,  как пособника продвижения. Нелепо представить терпение, как внутреннюю атрофию, наоборот, процесс терпения есть напряженность. Так энергия принимает участие в событиях, способствуя им и не предпосылая заблуждение". (А.,  344)

 5.5. Школа должна приучать детей к настоящему "взрослому"  труду. "Дети  так  любят помогать взрослым в их работах,  и я считаю ошибкою, что детей стараются занять всякими игрушками и играми вместо настоящей работы, которую они могли бы легко выполнить". (П.)

 "Труд - венец Света.  Надо,  чтобы учащийся школы помнил значение труда, как фактора  мироздания.  Последствием  труда  будет  твердость сознания. Ярко нужно подчеркнуть рабочую атмосферу". (Об.,  117)

 Особенно важно усвоить значение труда коллективного:      "Останавливаем внимание   на   школах,   ибо  от  них  утвердится сотрудничество. Не  будет  созидания  без  сотрудничества.  Не   будет прочности государства   и   союза, когда  будет  властвовать  ветхая самость". (Об.,  11О)

 "Следует в  каждом школьном предмете указать,  в чем именно будет заключаться сотрудничество. ...Сотрудничество есть гармония человечества". (А.,  423)

 Поэтому так важно воспитывать у детей способность к сотрудничеству.

 5.6. С  понятиями  труда,  сотрудничества  неразрывно  связано  и понятие ответственности.

 Школа должна "...насколько возможно,  просто  разумными  доводами утверждать необходимость  внушения  и  воспитания  со  школьной скамьи понимания личной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок,  так  же,  как  и ясного представления о смысле и значении своего существования; отсюда явится понимание необходимости выполнения своего жизненного  долга.  Эти понятия должны лечь в основу воспитания молодого поколения". (П., 1, С. 51О)

 5.7. "С  младенческого  возраста  нужно  воспитывать  уважение  к знанию. В школах на жизненных исторических примерах следует  указывать на этого  истинного и единственного двигателя эволюции".  (П.,  2,  С. 246)

 "В школах  должно  быть  преподаваемо  уважение  к  произносимому понятию. Ведь попугаи могут устремлять в  пространство  понятия  часто великого значения. Но люди должны понять, что каждое слово, как стрела громоносная, и слово,  как  педаль  мысли.  Утрата  истинных  значений понятий много способствовала современному одичанию... Знание, наконец, должно построить научно  мост  устремления  к  духу.  Новый  Мир  явит утверждение смелого познавания". (Н. В.)

 5.8. "Нужно обратить внимание в школах на изучение будущего". (Н. В.)

 "Направить сознание в будущее есть задача истинной  школы.  Никто не хочет  понять,  что перенесение сознания в будущее есть образование ведущего магнита.  Но дело в том,  что сознание должно быть в  полноте устремлено в  будущее.  Многие  полагают,  что  можно  иногда подумать о будущем и затем снова купаться в прошлом.  Нужно не отдельные  мысли уделять будущему,  но  существо  сознания  настроить в ключе будущего. Нельзя принуждать себя к  такой  трансформации,  можно  достичь,  лишь полюбив будущее". (Н. В.)

 6. Живая Этика обращает наше внимание на особенность преподавания в школе некоторых предметов.

 "Необходимо проверить   программы   школ    и    усилить    линию достоверного познания.  Идеализм суеверия загоняет людей в щели ужаса. Необходимо выправление школьного мышления провести  немедленно,  иначе еще одно  поколение  недоумок  будет  позорить планету.  Нужно усилить естествознание, поняв значение  этого  слова.  Биология,  астрофизика,
химия привлекают  внимание самого раннего детского мозга.  Дайте детям возможность мыслить".  (Н.  В.)

 "Среди учебных  предметов пусть будут даны основы астрономии,  но поставив ее,  как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни на дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии  Вселенной.  Молодые  сердца  почуют себя не муравьями на земной коре,  но носителями духа и ответственными за планету". (Об.,  11О)

 "Естественная история  должна быть преподана в школах,  как можно полнее и увлекательнее.  Нужно на примерах растительного  и  животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке.

 С самых первых уроков учащиеся пусть порадуются  чудесами  жизни. Также пусть они поймут, как обращаться с полетами и яснослышанием. Так яснослышание будет естественным условием.  Также и  Тонкий  Мир  будет изучаем наряду  с тонкими энергиями.  Не будет деления на физическое и метафизическое, ибо все существует - значит все ощутимо и  познаваемо. Наконец сокрушатся суеверия и предрассудки". (Об.,  114)

 "В школах должен быть введен предмет  -  синтез  науки.  Из  него учащиеся усмотрят,  как  тесно  связаны  многие отрасли познания.  Они увидят, как  велик  круг  науки!  Они  поймут,   что   каждый   ученый соприкасается с целым рядом научных областей.  Если он не может вполне познать их,  то,  по крайней мере,  должен  понимать  их  задачи.  При ознакомлении с  синтезом  учащиеся  могут  сознательнее  выбрать  свою учебную деятельность.  Не забудем,  что до сих  пор  такой  выбор  был весьма случайным,  покоясь  часто  на  смутных традициях семьи.  Также беспомощно проходил  учащийся  разрозненные  предметы,   не   понимая, почему именно  эти предметы необходимы.  При изучении языков обычно не указывалось, какие преимущества дает каждый из них.  Потому так  частозамечалось вялое отношение к познанию. Это было не леностью, но просто  незнанием смысла и цели предмета.  Если каждый научный предмет  должен
иметь увлекательное введение,  то синтез науки просветит к труду самое малое сознание.  Не  следует  думать,  что  такой  синтез  может  быть воспринят лишь  в  старшем возрасте.  Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие  взгляды.  Конечно,  изложение  этого синтеза должно быть увлекательно". (Бр.,  426)

 7. Есть в Живой Этике вполне  конкретные  советы  по  организации процесса обучения.

 "Обучение в низшей и средней  школе  должно  быть  одинаково  для обоих полов. Нельзя навязывать ребенку специальность когда он не может еще найти свои способности.  Достаточно высшей школы,  чтобы разделить программу по дарованиям. Так, можно объединить образование тех, кто не может сразу обнаружить свои задатки.  Очень важно,  чтобы программы не различались для  полов.  Уже  это  одно  условие  сотрет очень вредное отношение к полу". (Н. В.)

 "Различие между деревенской,  городской и гимназией уничтожается. Единая для всех начальная школа,  единая для всех срединная  и  единый для всех Университет.

 Особо обратите внимание на начальную  школу.  В  начальной  школе учение совместное до десяти лет. Средняя от 10 до 16 лет, но, конечно, зависит от способностей.  Средняя школа не имеет совместного обучения. Экзамены отменяются,  но  каждый  должен  представить  самостоятельную работу. Пусть даже семилетний малыш проявит себя". (Н. В.)

 "Вы знаете,   что   Мы   против   заранее   объявленных  школьных испытаний". (Об.,  229)

 "Следите за целесообразностью преподавания в школах. Установите возможность для успевающих скорейшего продвижения. Если резвый корабль должен спускать  паруса  для  равнения  строя,  то  не  будет  ли  это умерщвлением возможностей?

 Пусть с  первого  года  школы  медленный  шаг  не будет узами для быстрохода.  Пусть учитель зорко распознает могущих  быстро  идти.  Не надо  хвалить  их,  но  следует  расчистить  им путь.  Следует создать промежуточные курсы, по этим  ступеням  быстрые  могут  взбегать.  Не скрывайте  от  них  трудностей.  Для  известного  типа сознания каждое подвигоподобное движение есть уже свет и радость." (Об.,  2О7)

 8. Особое внимание нужно обратить на духовное воспитание молодежи. "Именно, самая неотложная,  самая насущная задача, это воспитание детей и юношества.  Во всех странах этому вопросу, на котором зиждется все благосостояние и мощь народа  и  страны,  уделяется  сейчас  очень малое и  притом  крайне  убогое  внимание.  Обычно  принято  смешивать образование с воспитанием,  но пора понять,  что школьное образование, как оно  поставлено  в большинстве случаев,  не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в ущерб умственному.  Но непомерное увлечение спортом ведет к огрублению нравов, к  умственному  вырождению и новым заболеваниям.  Конечно,  не лучше обстоит дело  и  домашнего  воспитания  в  условиях  современных семей. Потому  пора  обратить  самое  серьезное  внимание  на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие  понятия  совершенно  вышли  из  обихода  и  заменились житейскими формулами  легкого  достижения  пошлейшего  благополучия  и такой же известности". (П., 2, С. 461)

 "Для роста  познавания  красоты  в  школах  учреждается  изучение красоты жизни. История Искусств и Знания войдет в этот предмет, ибо он должен касаться не только бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям". (Н. В.)

 "Каждая школа должна быть истинным образовательным  объединением. При школах  должен быть полезный музей,  в котором сами ученики должны принимать участие...  Должны происходить всякие проявления  искусства. Без путей красоты не может быть образования". (Об.,  1О4)

 "...от всего  сердца  приветствую  мысль  устройства  театра  для детей. Ведь  театр  есть  мощное,  может  быть,  самое мощное средство воспитания детского  и  юношеского  характера.   Именно   театр,   при достойном выборе  пьес,  может  увлечь  к подражанию великим образам и устремить молодые души к подвигу,  к героизму...  Хороши для этого все мистерии из  жизни  великих  подвижников  и легенды о народных героях. Увлекательные высоконравственные  образы  могут  поднять  уважение   к понятиям чести и достоинства человека, столь быстро ныне утрачиваемым, но без которых нас ждет  лишь  разложение.  И,  конечно,  чтобы  зерна принесли плоды, нужно начать, именно, с детей". (П., 2, С. 92)

 "Следует немедленно приступать  к  организации  детских  садов  и клубов или  содружеств,  где  дети разного возраста могли бы собраться группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и в семьях". (П., 2, С. 461)

 "Полезны и занятия искусством и самыми  прозаическими  ремеслами, ибо ничто  так  не  пробуждает дремлющие способности,  как возможность непосредственного, личного  выявления.  Хороши  и  хоровое   пение   и народные танцы..." (П., 2, С. 462)

 Также должно быть "уделено  большое  место  детской  и  юношеской литературе, сейчас  это самый насущный вопрос,  ибо не только детское, но и все последующее умозрение будет носить отпечаток  этих  первых  и потому неизгладимых впечатлений.  И как часто хорошая книга выправляла  многие недочеты  семейного   быта!   Конечно   в   старой   литературе встречались многие   хорошие  книги,  надо  лишь  суметь  отобрать  и, главное, изъять все вредящее". (П., 1, С. 157)

 "...особенно следует  поощрять  детей  высказывать свои мнения по поводу всего  прочитанного,  услышанного  и  увиденного   ими,   такие обсуждения заложат основу мышления...  С помощью родителей можно будет составить библиотеку для детей и юношества.  Значение и влияние  книги не поддается измерению,  ибо оно безгранично.  Эта область должна была бы явиться предметом особой,  исключительной заботы государства. Часто первые прочитанные  книги  дают толчок и направление всему дальнейшему развитию мышления. Сколько исковерканных жизней, сколько преступлений, совершенных малолетними,    если   проанализировать   мышление   таких преступников, окажутся лишь следствием прочитанных ими книг или драм и преступлений, увиденных в кино!" (П., 2, С. 462-463)

 "Школа должна не только вмещать любовь к книге, но должна научить читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысль, чтобы  вникнуть в книгу.  Не глаз,  но мозг и сердце читают.  Книга не занимает почетного места во многих домах. Обязанность общины утвердить книгу,  как  друга дома.  Община,  прежде всего,  имеет книжную полку, содержание которой очень обширно.  Будет рассказано о ценностях Родины и связи ее с миром; оказаны будут герои, творцы и труженики. И понятие чести и долга,  и обязанности к своему ближнему утвердится, так же как и милосердие". (Об.,  1О7)

 В программу  школ  "вводятся  духовные  беседы,  в духе различных религий, в  зависимости  от  состава   учеников...   Духовные   беседы происходят в особом помещении,  где висят изображения всех Основателей религий". (Н.  В.) При этом важно указать на Единство  Источника  всех религий.

 "...можно утверждать,  что  преподавание  Закона   Божьего,  без указания на Единство Источника, без сравнительной истории религий всех народов, дает  лишь   ложное   представление   о   духовной   эволюции человечества и   развивает   чувство  религиозной  нетерпимости, этот страшный бич человечества,  идущий в разрез с заветами всех основоположников существующих религий. Если восточная философия трудна для детского ума,  зато светлые  облики  Великих  Учителей  и  Святых, жизнеописания и  жизненные  советы  их  всегда найдут отклик в детском сердце и  утвердят  необходимое  уважение  к  духовным   ценностям   и достижениям других народов". (П., 1, С. 42О)

 "О школах следует добавить,  пусть  не  убивают  индивидуальность духа". (Н. В.)

 "Ядовитое дыхание собственности можно уничтожить лишь продуманной программой школ". (Об.,  252)

 9. Забота  о  школе и воспитании молодого поколения неотделима от заботы о самом учителе и подготовке учителей.

 "Понятие учительства должно быть развиваемо  в  людях  от  ранних лет. Каждый  человек может кого-то чему-то научить,  и он должен уметь это сделать.  Мы одобряем,  когда школьники  преподают  своим  младшим собратьям. Не  легко  избрать  лучший  способ  преподавания,  он будет индивидуален, и учитель должен почуять,  как легче подойти к  сознанию ученика. Невозможно   без  упражнения  обрести  убедительную  передачу фактов. Только невежда думает, что достаточно прочесть сведения, чтобы внушить их ученикам.

 Можно удивляться,  что само  искусство  учительства  не  вызывает внимания. Но    каждый    может    припомнить,    насколько   различно воспринимались предметы в течение школьных лет. Это зависело не только от способностей   ученика,  но,  главным  образом,  от  убедительности учителя.

 Так пусть  учительство  производится  среди  самых широких слоев. Пусть учитель сам озаботится,  чтобы его  достоинство  стояло  высоко. Мысли о  Великих  Учителях  вырастут легче,  когда понятие учительства будет накрепко осознано.

 Учительство должно  быть  освобождено  от  своекорыстия.  Учитель передает познания им накопленные,  но он не будет выдавать их за свои. Он должен  принять дар знания,  чтобы с тою же готовностью передать их грядущему поколению.  Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но  и  общим  уважением.  Учительство есть одна из высших степеней государства.  Не учитель,  но наставничество  всегда  откроет народу высшую   культуру.   Так   пусть  не  личная  корысть  ведет  к учительству, но служение благу.

 Такое познавание  служения  не  приходит  внезапно,   это   нужно воспитывать.  Так  пусть  каждый  школьник  почует  себя  учителем  по отношению  к  младшим.  Пусть  будут   уроки,   руководимые   старшими учениками, чтобы каждый мог поделиться своим познанием". (Н.  477)

 "Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищие. Стыд тем, кто знает,  что детей их учит  бедствующий  человек.  Не  только  срам народу, который  не заботился об учителях будущего поколения,  но знак невежества. Можно ли поручать детей  человеку  удрученному?  Можно  ли забыть, какое  излучение  дает  горе?  Можно  ли  не  знать,  что  дух подавленный не  вызывает  восторг?  Можно   ли   считать   учительство ничтожным занятием?  Можно  ли ждать от детей просветление духа,  если школа будет местом принижения и обид?..  Можно ли ждать огней  сердца, когда молчит дух?  Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее". (Н. В.)

 "Также от  учителя зависит быстро определить направление мышления ученика, ибо ошибочное напутствие есть тяжкое преступление, этим можно лишиться лучших  работников...  Как  можно скорее надо упрочить школу,проверив сознание  учителя.  Создайте  ему  лучшее   положение,   чтоб возложить на  него  ответственность  за сознание общинных работников". (Об.,  2О7)

 "Нужно смягчить сердце учителей,  тогда они пребудут в постоянном познавании. Детское сердце знает,  что горит,  и что потухло.  Не урок заданный, но  совместное  с  учителем  устремление  дает мир чудесный. Открыть глаз ученика значит вместе с ним  полюбить  великое  творение. Так научимся заботиться обо всем, что утверждает будущее.

 Огонь у порога". (Н. В.)

 Лекция N7 

 ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

  ~~~~~~~~~~~~~~~

  Духовный путь человека не зря сравнивают с восхождением на горную вершину.  Так же,  как идущего в горы альпиниста подстерегают  опасные скользкие склоны,  горные обвалы, опасность потерять тропу и свалиться в пропасть,  так и путнику духа встречаются  на  его  пути  ничуть  не меньшие опасности,  грозящие ему не только гибелью тела,  но и духа. В горном  переходе  не  часто  встретишь  проводника,  ведущего  караван к  верной   гибели.   На  путях   же   духовного восхождения   такие лжепроводники-лжеучителя явление,  к сожалению,  нередкое. В последние годы оно стало даже массовым. Эти лжеучителя, пользуясь неопытностью и доверчивостью людей,  играя на их естественном интересе к  непознанным явлениям человеческой  психики,  соблазняют их иллюзорной возможностью быстрых достижений и увлекают тем самым  на  ложный  путь,  ведущий  к гибели. Об  этой  опасности  предупреждали  все  Великие Учителя.  Еще Христос говорил:  "Берегитесь лжепророков,  которые приходят к  вам  в овечьей одежде,  а внутри суть волки хищные.  По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?..  Итак,  по плодам их узнаете их". (Матф., 7, 15)

 "Тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их. Входите тесными вратами; ибо широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими". (Матф., 7, 13)

 Перед рассветом бывает особенно темно, мрак сгущается, так же и в преддверии Новой Светлой Эпохи концентрируется тьма.  Сейчас  особенно много яростных  попыток  сознательных и несознательных пособников тьмы затушевать свет подлинного знания,  даваемого в  книгах  Живой  Этики, попыток отвлечь от него всевозможными способами людей, ищущих духовной пищи и путей к совершенствованию.  Идут  попытки,  прикрываясь  именем Рериха и  под  видом  Живой  Этики извратить Учение до неузнаваемости. Такие лжеучителя еще более опасны,  чем открытые враги Учения.  В Агни Йоге сказано:  "Придут  в  храм  с  вашею  молитвой  на  устах  и горе нераспознавшим". Пользуясь  малой  доступностью  первоисточников   для массового читателя  (в  особенности  недоступностью  писем  Е.И.Рерих, содержащих многочисленные предупреждения и ни разу не переиздававшихся с 194О  г.),  такие  лжеучителя,  выдергивая  из  писем  Е.  И.  Рерих отдельные цитаты,  пытаются оправдать и  обосновать  свои  извращения. Потому необходимо   внимательно   вникать   в   основы  Учения,  чтобы разбираться во всех этих хитросплетениях и не поддаться им.

 Для извращения основ учений широко практикуется подмена понятий. Так, например, в оследний год  появилось немало  залетных лекторов-практиков, которые  ездят  по  городам  страны  и  под  видом приобщения слушателей  якобы  к  практике  Агни  Йоги   проводят   так называемые сеансы  коллективной  медитации,  часто  за весьма солидную плату. На самом же деле  проводится  сеанс  коллективной  концентрации сознания либо  на  психических  центрах  человека с целью их открытия, либо на субъектах тонкого мира с целью установления с  ними  контакта. Здесь и происходит коварная и незаметная подмена понятий,  так как эту практику они называют медитацией с тем, чтобы, цитируя высказывание Е. И. Рерих о медитации, попытаться, ссылаясь на ее авторитет, обосновать допустимость и  даже  полезность  таких  коллективных  упражнений.  Но именно против  таких  приемов Елена Ивановна выступала категорически и об опасности их постоянно предупреждала своих корреспондентов.

 Во-первых, следует иметь в виду, что как в книгах Учения, так и в письмах Е.  И.  Рерих под  медитацией  всегда  понималось  углубленное размышление на  какую-то  вполне  определенную  тему,  при  этом целью медитации ставилось развитие мышления и расширение сознания.  Что  это именно так,  хорошо видно, например, из ее письма от 26 апреля 1936 г. (П., 1,  С.  198).  В этом смысле,  например, ученый, размышляющий над решением какой-либо  научной  задачи,  занимается медитацией.  Следует всегда помнить,  что Живая Этика настаивает  на  четкости и  ясности сознания, а  вовсе  не на расплывчатом,  хаотическом и бессознательном состоянии его.  Большинство же  из  тех,  кто  руководит  коллективной медитацией, прежде всего рекомендуют расслабиться и ни о чем не думать.

 В книге "Мир Огненный" сказано:  "Искусство мышления  не  следует понимать как  оккультное   сосредоточение...  Лишь  высокое  качество добросовестности утвердит путь мыслителя". (М. О., 2,  61)      "Нужно в  школах установить науку о мышлении,  не как отвлеченную психологию, но   как    практические    основы    памяти,    внимания, сосредоточенности, наблюдательности". (Из писем Е. И. Рерих)

 Во-вторых, следует понять,  что отнюдь не забота о нашем развитии движет такими  лжеучителями.  Не  понимая  и  не  принимая основ Живой Этики, но  уверовав  в  свои  высокие  достижения,   ощутив   вкус   к манипуляции сознанием   доверившихся  им  людей,  они  пытаются  таким образом реализовать свою тягу к суперменству,  к ощущению  власти  над покорными их воле людьми.

 Все это не только сеет  вредные  иллюзии  легких  достижений,  не требующих огромных  усилий  в борьбе со своими недостатками в процессе самосовершенствования, но и наносит непоправимый вред  психике  людей. Человек, участвующий   в   таких   коллективных  медитациях,  начинает утрачивать свою волю,  у  него  разрушаются  тончайшие  структуры  его психического аппарата  и он попадает в психозависимость от чужой воли. Все это не имеет ничего общего с истинными  основами  Живой  Этики,  в которой  главной  задачей  ставится  расширение  сознания,  воспитание сердца, рост   духовных   качеств   человека,   превращение   его    в сознательного и  духоустремленного  человека-творца,  а  не пассивного человека-робота.

 Всем, кто  хочет  разобраться  в  этих непростых вопросах,  стоит почаще обращаться к письмам Е.  И. Рерих - Матери Агни Йоги, прошедшей под руководством  Великого  Учителя огненное крещение,  т.е.  на своем практическом опыте познавшей особенности тонкого аппарата  человека  - его психики   -   и  потому  особенно  хорошо  представляющей  все  те опасности, которыми  чревато  невежественное   экспериментирование   с психической энергией и огненными центрами человека.

 О двух главных опасностях предупреждала нас Елена Ивановна  -  об опасности развития низшего психизма и об опасности одержания. 

     Низший психизм    развивается    под    воздействием    различных искусственных приемов,  практикуемых некоторыми людьми. Это упражнения по концентрации сознания на психических  огненных  центрах  -  чакрах, широко используемые  в  плодящихся  сейчас  как  грибы теплого летнего дождя, различных лже-йогах.  Это также и групповые опыты с психической энергией, которые   получили   ныне   широкое  распространение  в  так называемых группах здоровья,  а также облаченные в наукообразную форму сеансы индивидуального  или  коллективного  лечения,  которые проводят умножившиеся в наши дни  самозваные "целители" и столь  же  опасные  и невежественные "психотерапевты".  Возникающие  вследствие  этих причин проявления низшего психизма люди часто  путают  с  высокими  духовными достижениями, т.к.  некоторые  особенности этих проявлений имеют чисто внешнее сходство.  На самом же деле  психизм  и  духовное  развитие  - антиподы.

 "...часто  люди  смешивают  великое   чувствознание,   являющееся плодом долгих   жизненных   опытов   (многочисленных   воплощений)   и прекрасных накоплений,  с некоторыми видами психизма,  выражающимися в более или  менее  ясных  предчувствиях,  в  снах  и  в соответствующих сознанию прозрениях и явлениях астрального плана". (П., 1, С. 174)

 "...в древней Индии и в Египте ни один прирожденный медиум не мог быть принят в ученики и допущен в  Святая  Святых  храма.  Но  в  наше время, именно,  люди имеющие низкие психические явления,  считают себя особенно продвинувшимися  на  пути.  Велико  заблуждение!  Психизм   и истинное духовное   развитие   идут   обратнопропорционально.  Сильное проявление психизма задерживает рост духовного развития".  (П.,  1, С. 295)

 "В жизни  нам  приходилось  часто   сталкиваться  с психиками, настолько довольствовавшимися своими астральными видениями и посетителями, считая это за высшее достижение, что они теряли всякое устремление к  самоусовершенствованию,   почитая   себя   за   особо привилегированных и уже все постигших.  Это самое страшное,  что можно себе представить.  Ибо  в  ту  минуту,  когда  мы  признаем  себя  уже постигшими, мы, истинно, умираем для будущего". (П., 1, С. 332)

 Люди очень   часто  устремляются  к  контактам  с  тонким  миром, пытаются пробудить в себе способности видеть  образы,  слышать  голоса тонкого мира.   Но  высокое  ясновидение  не  имеет  ничего  общего  с видениями низшего  астрального  плана,  т.к.  в  первом   случае   это проявление свойств психической энергии высокого порядка,  во втором же - ее низших свойств.  Видения психики отражают реальный тонкий  мир  с огромными искажениями,  как  бы  в  кривом  зеркале,  и  такой  психик получает весьма ложную информацию о том плане  бытия,  к  которому  он прикоснулся. То же самое и с голосами тонкого мира.

 "Нет ничего опаснее видений из Тонкого мира.  Истинно,  частичное знание или частичная истина опаснее неведения.  Так  проявите сострадание, но  не  увлекайтесь  медиумами  и,   прежде   всего,   не старайтесь видеть   в   них  привилегированных  существ...  величайшее заблуждение называть    медиумистические     способности     духовными достижениями. Именно, это антипод духовности. Духовность заключается в высшей триаде, а именно она бездействует у медиумов. Духовность всегда сопровождается уравновешенностью  и  природной  мудростью.  Старайтесь распознать проявление медиумизма,  который очень развит  сейчас.  Ведь низший психизм  недалек  от  медиумизма  и  представляет  из себя тоже немалую опасность.  Потому   так   важно   всеми   силами   направлять человечество по   пути  истинной  духовности  и  закалки  характера  в жизненных боях". (П., 2, С.5О, 52)

 Но самая большая опасность, подстерегающая людей, безответственно прикасающихся к явлениям тонкого мира, это одержание. Одержатели - это развоплощенные темные  сущности,  пребывающие  в  низших слоях тонкого мира. Они стремятся внедриться в сознание человека и,  воздействуя  на него своими мыслями,  стараются подчинить его своей воле. В чем-то это похоже на гипноз,  только "гипнотизер"  невидим  и  всегда  преследует низкие темные  цели.  Одержимый человек постепенно становится заводной игрушкой, управляемой чужой волей.  В христианстве про такого человека говорили, что в него вселился бес. При этом, конечно, сам одержимый не осознает свое подчиненное положение.  Елена Ивановна писала о том, что темные "ничего  так не желают,  как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к ним,  и через них приобщиться к земной жизни для проведения своих темных планов". (П., 2, С. 22-23)

 К одержанию  приводит  не  только  развитие  низшего  психизма  и преждевременное открытие центров,  но и такие, казалось бы, безобидные шалости, как спиритизм, магия, вызывания духов и т.д.

 К сожалению  в  нашей  стране  в  течение  многих  десятилетий  в сознание людей внедрялась мысль о том,  что ничего подобного в природе не существует,   что  все  это  выдумки  суеверных  людей.  За  утрату понимания этих  реалий  бытия  сейчас   обществу   приходится   дорого расплачиваться. Так,  в газете "Советская Россия" за 12 апреля 1991 г. помещена статья  с  названием   "Поклонение   дьяволу.   Преступление, которому нет   объяснения".   В  ней  рассказано  о  жуткой  трагедии, разыгравшейся в одной  из  школ  города  Черкесска.  В  этой  школе  с некоторого времени  "началось увлечение вызыванием духов,  напусканием порчи и прочей чертовщиной".  Учителя знали об этом,  но  отнеслись  к этому как  к  невинной шалости.  Четыре 15-летних подростка образовали группу "поклонников дьявола" и начали вызывать духов.  Во время одного из таких  вызываний  явился мужчина в черном и приказал:  "Эту девушку надо убить".  И вот "четверо подростков привели свою одноклассницу  на берег реки  Кубань.  Кухонным  ножом нанесли два ранения,  оказавшиеся смертельными, затем у мертвой  девушки  перерезали  вены  на  руках  и выцедили кровь,  которую каждый пригубил". Эта трагедия потрясла школу и город,  и многим до сих пор непонятно,  как такое  могло  случиться. Ведь эти  подростки  никогда  не  числились  трудными - "один серьезно занимался в секции мотоспорта,  другой и вовсе жил в мире классической музыки, облагораживающей,  по  общему мнению,  юную душу".  Видимо,  и жертва была выбрана не случайно,  так как "посещала воскресную  школу, пыталась найти истину в Боге".

 Здесь явный случай одержания,  и подобный исход легко можно  было предвидеть и  предотвратить,  если  бы  сознание старшего поколения не было закомплексовано узким догматизмом и  разложено  отрицанием  основ Бытия.

 Но и сами взрослые часто склонны к "шалостям" не  менее  опасным, чем вызывание духов.

 Только в своем неведении и самомнении эти далеко уже не  детского возраста люди совершенно не воспринимают никаких предупреждений.  Так, сейчас широко распространилось увлечение практикой  сахаджа  йоги.  Ее сторонники много  говорят  о добре,  о самовоспитании,  о стремлении к свету и т.д.  и даже проводят параллели между Живой Этикой  и  сахаджа йогой, утверждая,  что  между  ними  нет принципиальной разницы;  в то время как эта разница огромна.  Если в Живой Этике эти понятия -  сама суть Учения, то для сахаджа йоги это лишь красивая внешняя упаковка, в которую обернуто нечто другое - прямо противоположное. Основа практики сахаджа йоги  заключается  в  принудительном преждевременном раскрытии психических центров человека  путем  подъема  по  позвоночному  каналу Сушумна энергии  Кундалини.  Эта  методика  известна  давно и подробно описана в  книге  Вивекананды  "Раджа  Йога".  В  свое  время  широкое оповещение этого   метода   многих  ввело  в  заблуждение,  т.к.  люди посчитали вполне  допустимым  для   себя   применять   его   в   своей повседневной практике.  Елена  Ивановна  по  этому вопросу писала так: "Конечно, многие,  прочитав "Раджа  Йогу"  Вивекананды,  считают,  что практикование Раджа Йоги вполне возможно. Но все они упускают из виду, что, выдавая  способы  раздражения   центров   посредством   удержания дыхания, Вивекананда   прежде   всего  настаивал  на  полном  очищении мышления и сердца,  то есть, иначе говоря, на перерождении внутреннего человека, и только тогда допускал эти механические упражнения.  Но кто из приступающих к таким,  в конце концов, хатха-йогическим упражнениям задумывался над  этим  основным  условием?  Раджа Йога без внутреннего перерождения немыслима". (П., 1, С. 416-417)

 В свое   время   практика   Раджа   Йоги   осуществлялась  строго индивидуально и под непосредственным наблюдением и руководством одного из Великих  Учителей,  но она никогда не предназначалась для массового применения.

  Но именно  в  сахаджа  йоге  этот  прием  внедряется  в  массовую практику. Хуже того, особенность сахаджа йоги в том и заключается, что этот прием   практикуется  в  процессе  коллективной  концентрации  на центрах, причем это замаскировано термином медитация.  И  если  раньше далеко не   каждому  из  тех,  кто  из  любопытства  или  неосознанных тщеславных побуждений начинал в одиночку практиковаться в Раджа  Йоге, удавалось пробудить  энергию  Кундалини  и  тем  погубить  себя,  то в процессе коллективной концентрации это сделать значительно легче, т.к. действует закон   умножения   психической   энергии.   Таким  образом, опасность применения этого метода здесь многократно возрастает.

 Уже при первом ознакомлении с рекомендациями к применению сахаджа йоги по публичным лекциям и  выступлениям  ее  родоначальницы  Матаджи сразу обращают  на себя внимание некоторые положения,  звучащие резким диссонансом и прямо противоположные  многотысячелетней  практике  всех духовных учений и йог.

 Например, в отличие от  той  же  Раджа  Йоги,  требующей  вначале духовного очищения  и перерождения внутреннего человека,  сахаджа йога настаивает вначале на открытии центров и только потом, на втором этапе рекомендует заняться  очищением.  Далее,  если  все  духовные  учения, включая раннее христианство и Живую Этику,  говорят о развитии сердца, о перенесении   сознания   в   сердце,   то  сахаджа  йога  говорит  о необходимости перенести дух человека из его обители - сердца - в мозг. Но эта  концепция  прямо  противоположная.  Особенно настораживает тот факт, с какой активностью автор сахаджа йоги пропагандирует ее по всем странам и континентам планеты.  Во всю историю человечества ни один из истинных Учителей  Света  и  Основоположников   мировых   религий   не занимался таким  миссионерством.  В  Живой  Этике  прямо сказано,  что зазывание, навязывание,  миссионерство  -  недопустимы.  Практикование сахаджа йоги,  особенно  в  том  виде,  как  это  рекомендует ее автор Матаджи, - чрезвычайно опасно.

 Е. И.   Рерих   так   писала  по  поводу  подобных  рекомендаций: "Широковещательный выпуск  таких   руководств   в   массы   я   считаю равносильным, нет,  хуже  открытой  продажи  ядов  на базарах,  ибо яд разрушает физическое тело,  насилие же над тонкими центрами приводит к смерти духовной". (П., 1, С. 357-358)

 Все сказанное о сахаджа йоге также  относится  к  хатха  йоге.  В обществе до  сих  пор  существует  заблуждение о бесспорной полезности хатха йоги,  и лишь немногие знают о том,  что хатха йога  никогда  не давалась и   не  рекомендовалась  Великими  Учителями,  что  она  есть упрощенный и искаженный браминами Индии вариант Раджа Йоги.

 В последние   годы   распространилось  также  массовое  увлечение целительством с помощью психической энергии,  что тоже крайне  опасно.

Многие  из  таких  самозваных  "целителей"  находятся  на очень низкой ступени духовного  развития.  Психическая  энергия  у  них   хаотична, неорганизована  и   часто  весьма  низкого  качества,  многие  из  них подвержены одержанию.  Нет ничего  опаснее,  как  обращаться  к  таким "целителям". Последствием  такого  "лечения"  может  стать  тяжелейшее расстройство тончайшего   психического    аппарата    человека,    что обнаружится не   сразу,  и  человек  даже  не  поймет  причины  такого несчастья. Такой контакт может  также  способствовать  одержанию,  тем более, если сам "целитель" подвержен ему.

 Психическая энергия  нуждается в строго научном изучении   и применении на  благо  человека,  а  не в невежественном, дилетантском заигрывании с этой обоюдоострой мощью.  Е.  И. Рерих писала: "конечно, следует приветствовать  каждый   научный подход, каждое смелое исследование. Ведь производятся  же страшно опасные опыты с неисследованными энергиями,    но    для    этого    принимаются   все предосторожности, создаются специальные условия, и не только толпы при этом не оповещаются,  но даже малосведущие люди не допускаются в такую лабораторию. Почему же здесь,  в  эту  лабораторию,  где  все  тоньше, сложнее и,  следовательно,  гораздо  опаснее,  приглашаются к принятию участия в исследованиях все профаны,  все духовно  неумытые  и  потому незащищенные?" (П., 1, С. 357-358)

 В Учении сказано: "Время сейчас такое грозное, такое опасное, ибо истинно, последняя битва между Светом и тьмою, потому каждый должен честно и твердо решить, в какие ряды воинов, на какой  стороне записывается он.  Каждый должен проверить свой духовный багаж и встать на ту или  иную  сторону.  Выбор  должен  быть  сделан,  иначе,  кроме разложения, ничего  не  получится.  Наш  путь,  путь  указанный  всеми подвижниками, путь преображения духовного,  путь развития  сердца без всяких магий и насильственных приемов. Истинно нет теплого, серединного пути, когда Меч Света разит тьму". (П., 1, С. 362)

 Все это  пишется не для того,  чтобы агитировать против различных сект, йог и оккультных течений,  и  не  для  того,  чтобы вступать в полемику с их сторонниками.  Цель наша лишь предупредить наших друзей, принявших сердцем Живую Этику,  о  возможных  ошибках,  опасностях  и заблуждениях. Если  кому-то  ближе  иные духовные течения и учения,  и даже лжеучения,  это их выбор,  и на  это  их  право  никто  не  может посягать. Кто же кроме него самого может удержать человека от прыжка в бездну. Е.И. Рерих писала: "Путь указан. Предупреждение сделано. Выбор за вами".